18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Что вы представляете, когда слышите Анна Ахматова? Какая деталь из образа поэтессы сразу приходит на ум? Пышная чёрная чёлка? Или вы сразу вспоминаете красивый греческий профиль поэтессы? А, может, знаменитую шаль?

01:51 02.08.2023 16+
1230
Что вы представляете, когда слышите «Анна Ахматова»? Какая деталь из образа поэтессы сразу приходит на ум? Пышная чёрная чёлка? Или вы сразу вспоминаете красивый греческий профиль поэтессы? А, может, знаменитую шаль?

Сегодня расскажем именно о ней!

Анна Ахматова всегда уделяла внимание своему внешнему облику, называя себя модницей («Я всю жизнь делала с собой все, что было модно»). Первые упоминания о шали в гардеробе поэтессы относятся к 1910-м годам, когда Александр Блок напишет в стихотворении:

«Красота страшна» — Вам скажут, —

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан — в волосах.

А в 1914-м году, когда 25-летняя Ахматова выступила на поэтическом вечере в кафе «Бродячая собака», восхищенный ею Осип Мандельштам написал строки с упоминанием «ложноклассической шали»:

Вполоборота, о, печаль!

На равнодушных поглядела.

Спадая с плеч, окаменела

Ложноклассическая шаль.

В том же 1914-м портрет Ахматовой в шали (ярко-жёлтой, лежащей складками на синем платье) написал Натан Альтман.

Впрочем, в коллекции поэтессы были шали самых разных цветов. Лазурного цвета — подарок Марины Цветаевой («Марина подарила мне синюю, шёлковую шаль, которой я прикрывала моё тогдашнее рубище») Ахматова надела на вечере памяти Блока в 1921 году, а поэт Георгий Иванов вспоминал «чёрную ахматовскую шаль».

У шали Ахматовой была важная функция — преображать любой, даже самый неказистый облик. Платье могло быть старым, башмаки изношенными, но всё спасала шаль — пышная, большая.

«Шаль Ах­матова не надевала, а держала в руках. Входил гость. Вдруг какой-то неуловимый жест: фьить — и она, как в коконе, в этой шали. Причем в одной и той же позиции. <.> И представал совершенно другой че­ловек», — писал поэт Виктор Кривулин.

«Я видела её, — вспоминала Надежда Чулкова, — и в старых худых башмаках и поношенном платье, и в роскош­ном наряде, с драгоценной шалью на плечах».

Кружевную шаль не снимая,

Улыбнусь всем и замолчу.

С той, какою была когда-то

В ожерелье черных агатов

До долины Иосафата,

Снова встретиться не хочу...

Читать «Поэму без героя»:

https://svetapp.rusneb.ru/catalog/Poema-bez-geroya



Оставить сообщение